Малыш
Фильм «Малыш» — первый полнометражный фильм Чарли Чаплина, который был снят большим комедиантом в 1921 году. Несмотря на довольно значительную по тем временам продолжительность ленты в 68 минут, «Малыш» отличается динамизмом сюжета, характерно предыдущим короткометражным работам Чаплина. Как и большинство историй про Бродягу, «Малыш» касается острых социальных вопросов. В частности, темами фильма является нищета, общественное неравенство и то, как из-за этого могут пострадать беззащитные — дети. Однако фильм остается прежде всего искусно поставленной комедией, а потому указанные темы подаются в юмористическом ключе, что только добавляет фильму проницательности и искренности.
Пятилетнего Малыша сыграл Джеки Куган. Непосредственный и искренний мальчик кажется прирожденным актером, сумевшим полностью реализовать свой образ на экране. Вместе с бродягой он не только продирается сквозь бедность (разбивая стекло витрин и давая таким образом возможность немного заработать, вставляя новые стекла), но и сопротивляется системе. Сцена, в которой чиновники пытаются отобрать Малыша в Бродяги является самой напряженной. Бесшабашность, с которой герой Чаплина отражает своего малого друга, поражает и сейчас, как поражает и преданность ребенка своему смешному спасителю.
«Малыш» не мог иметь несчастный конец, но финал картины не кажется надуманным или искусственным. Несмотря на все невзгоды лента пропитана оптимизмом, излучающие людьми, которые вынуждены с этим миром бороться. Поэтому воссоединение Малыша и Бродяги в финале воспринимается как заслуженная награда главным героям.
Золотая лихорадка
Первый и единственный фильм Чарли С. Чаплина, снятый по четко структурированному сценарию. Шаблонно изображённая «Золотая лихорадка» 1925 года, — фильм по которому Чаплин хотел, чтобы его больше запомнили. Он выступил в роли режиссера, продюсера, сценариста, композитора и исполнителя главной роли. За непринужденностью игры на экране стоят колоссальная придирчивость Чаплина, титаническая работа в основном одного и того же человека, новые и новые дубли, многочисленные монтирования ленты, вариации имитации снега на Аляске. В частности специально для съемок эпизода с золотоискателям наняли 2500 бродяг, которые сыграли их роль.
В этом фильме присутствуют сцены, которые стали культовыми в комедийном немом кинематографе: танец с булочками, поедание вареного ботинка и хижина, которая колеблется на краю пропасти. Бродяга подвергается массовой миграции на Аляску. Он надеется, что и ему перепадет кусочек золота и лихо уходит на его поиски снежными валунами. Как всегда, сентиментальная натура Бродяги влюбляется и забывает о поисках золота. Сюжет обращает внимание на социальные аспекты, а выразительная музыка, созданная Чарли, ярко подчеркивает эмоции героев и дополняет действие картины.
Цирк
Улыбка клоунов сползает как только они зайдут за кулисы манежа, эквилибристы, канатоходцы, гимнасты, особенно дочь — балерина — страдают от деспотического директора цирка. Туда и попадает Бродяга. Он с первым же случайным появлением на сцене смешит зрителей, поэтому чтобы увеличить прибыль владелец цирка приглашает Бродягу работать на себя. Чарли влюбляется в дочь директора и не дает ему оскорблять ее и морить голодом. На фильм «Цирк», 1928 года, Чаплин перенес свой опыт в труппе «Уголовно», где он начинал свою карьеру.
Образ бродяги в фильме «Цирк», как обычно, проявляется через конфликты с миром. Чаплина хвалят, обвиняют, признают невиновным, вновь обвиняют и угрожают, за ним гоняются, ненавидят, благодарят и наконец оставляют одного. Бродяга переживает это в месте, где все скрывается за яркими костюмами, масками, номерами и улыбками. Для Чаплина — это оглядки на прошлое, когда он постоянно находился в поисках работы, а первой его любовью была балерина. Бродяга снова проявляет свои благородные черты и способность к самопожертвованию, впрочем, сделай он что-то по — другому, — перестал бы быть собой. Он всегда продолжает движение и умеет отпускать даже самые неприятные для себя моменты, оставляя позади грусть, направляясь на встречу новым приключениям со светлой надеждой и веселой походкой.
Огни большого города
Фильм, снятый в 1931 году, — первый в списке 10 — ти лучших романтических комедий (по версии Американского института киноискусства). Картина оказалась одним из самых трудных начинаний в карьере Чарли Чаплина. Несмотря на споры между ним и Вирджинией Черрилл, исполнительницей главной роли, фильм поражает искренностью и преданностью Бродяги к Цветочнице. Позже сам Чаплин скажет, что в финальной сцене «Огней …» он не играл, а почти снисходительно стоял и смотрел; это красивая сцена, а поэтому она не может быть переиграна.
Сюжет фильма ставит Бродягу в промежуточное социальное положение: между миллионером и слепой цветочницей. Одному он спасает жизнь, о чем богатый забывает как только снова трезвеет. Другой — Бродяга пытается помочь вылечиться. Цветочница принимает Бродягу за миллионера, тем самым подчеркивает эфемерность встречи таких персонажей в реальной жизни. Отношения бедолаги — маргинала Чаплина и миллионера показывают тяжесть взаимоотношений с богатым классом. Вечером богатый принимает Бродягу как близкого друга, угощает его, занимает деньги, а на утро выгоняет из дома. Чаплин идет на риск, приносит себя в жертву, делает все, чтобы подарить зрение любимой женщине. Большое произведение немого кино, наполненное музыкой, интересными несогласованностями, шутками и многообразием сюжетных поворотов.
Новые времена
Полна чудес эпоха немого кино подходила к концу и фильм «Новые времена», в 1936 году, является одним из последних представителей этого жанра. В нем Чаплин, со свойственным ему красноречием образов, иллюстрирует зрителю свой взгляд на картину «новых времен», в которую погружается мир. Это была эра машин, когда и человек начинает чувствовать себя винтиком огромного механизма. Общество тридцатых смотрело в эту эпоху с надеждой, всю призрачность которой и показывает в своем фильме режиссер. Разоблачая бездушие иллюминации машин нового времени, актер напоминает, что истинное тепло идет только от человеческого сердца. Чаплин умело играет с этими темами.
Последний раз воплотившись в роль Маленького Бродяги, актер проходит через настоящий водоворот событий. Работяга на заводе, несправедливо заключенный по обвинению в коммунизме, спаситель и надежда для юной девушки-сироты. Динамичное развитие сюжета, харизматичные герои и целый ряд комических ситуаций только ярче иллюстрируют главную идею поиска счастья простым человеком.